Цветотипы и колористика
ликбез цвет

Цветотипы и колористика

Написать эту статью меня побудил комментарий к посту с обсуждением работы стилиста о том, что нужно законодательно запретить определять цветотипы. И я сразу вспомнила еще нескольких людей, считающих это занятие бессмысленным и вредным. Но, как в анекдоте про нелюбовь к кошкам, которых просто нужно уметь готовить, позволю себе объяснить публике, как работает колористика и как используются цветотипические теории.

Учим матчасть. Немножко истории.



Цветное зрение — это продукт эволюции и наше эволюционное преимущество. Честно говоря, до конца глаз и его работа не изучены, поэтому я буду приводить самую современную теорию цветного зрения.

Когда, на заре эпох, мы были «рыбами», у нас было 4-х цветное зрение. Помимо красного, синего и зеленого мы могли видеть еще и ультрафиолет. Потом мы выползли на сушу и когда все остальные виды становились большими, зубастыми и страшными — наши предки предпочли прятаться и вести ночной образ жизни. В результате мы утратили возможность видеть красный и ультрафиолет, зато научились невероятно хорошо нюхать. У многих ночных млекопетающих до сих пор такая ситуация, а вот птицы видят мир первозданными, четырехцветными глазами, и с точки зрения птиц все люди — дальтоники.

Когда динозаврообразная опасность миновала, наши предки постепенно вернулись к дневному образу жизни. Эволюция творит чудеса, и вот и с нами она однажды сотворила чудо — один из генов, отвечающих за цветовосприятие зеленого, задвоился и естественный отбор быстро настроил его отвечать за восприятие красного цвета — цвета молодых побегов в тропиках и спелых плодов. Это стало нашим эволюционным преимуществом и позволило генетической ветке, видящей красный цвет расплодить по планете и в результате родить нас. Подробнее о развитии цветного зрения можно почитать тут, а еще вот тут.

Но эволюция беспощадная дама. Большая часть людей видит цвета более-менне похоже, но есть очень много генетических отклонений, в основном у мужчин, не позволяющие видеть определенные цвета. А есть просто индивидуальные особенности зрения, когда, например, красный цвет различается плохо, зато намного лучше чем у большинства различаются разнообразные оттенки зеленого и хаки. Прочитать про виды дальтонизма и как его можно диагностировать можно много где, и, например, тут.

Так сложилось, что видим более-менее одинаково мы только белый, серый, черный и основные цвета: красный, оранжевый, желтый, синий, зеленый, фиолетовый. Подавляющее большинство отличит оранжевый от красного и желтого, а вот с его разнообразными оттенками уже начинается разночтение. Различать то мы их в принципе различаем, но только в сравнении друг с другом.

 

Апельсиново-морковный пример с относительным восприятием оттенков оранжевого. 



Группе людей показывают вот такой оранжевый и спрашивают, как вы думаете, этот оранжевый апельсиновый или морковный? Мнения по этому поводу разделятются. Как вы думаете, какой это оттенок оранжевого?


А если показать уже две картинки, на который первый цвет чуть ближе к желтому, то почти все скажут, что первый апельсиновый, а второй морковный. Хотя может быть некоторые вообще не увидят разницы, а некоторые скажут что истинно морковный и апельсиновый выглядят по другому. Но большинство скажет, что относительно друг друга первый квадрат — апельсиновый, а второй — морковный.
апельсиновый и морковный

А если показать группу квадратов, где наш изначальный квадрат стоит на первом месте, а рядом с ним чуть более красный, то так же часть группы скажет, что теперь, в этом дуэте, изначальный квадрат апельсиновый, а второй — морковный.

апельсиновый и морковный

Большинство, как правило, не различают оттенки сами по себе. Они их различают в сравнении. Отдельной группой существуют люди, много и профессионально работающие с цветом, у них богатая цветовая память и они по памяти могут сравнивать образцы цвета.

А вот так наши квадратики выглядят все вместе. Какое название вы бы дали всем трем цветам?
апельсиновый, оранжевый и морковный цвет

И вот еще интересная мысль про названия цветов. Они ведь тоже очень условные. Возьмем несколько фотографий апельсинов и посмотрим какие виды оранжевых на них встречаются. (И да, да, разные сорта апельсинов тоже имеют разный цвет кожуры и мякоти, да)
апельсин

Какой из этих оранжевых будет апельсиновым?

А вот такая же подборка для моркови. У которой разные сорта, тоже имеют разные оттенки цвета.
морковь

Какой оранжевый будет считаться морковным? Оранжевый на свету? Или почти бордовый в тени? Или промежуточный цвет из «полумрака»?

Художники, стилисты, дизайнеры и другие люди, работающие с цветом часто и много, начинают различать больше оттенков и нюансов и могут их описывать. Для них появляется разница между вишневым и сливовым, приглушенно сливовым и серо-розовым и так далее.

О том как изучали цветное зрение и восприятие цвета с древности до наших дней можно прочитать тут

 

Как наш мозг обрабатывает информацию о цвете



Те, кто фотографируют, прекрасно предствляют, чем отличается восприятие цвета человеком от работы точной оптики. Фотоаппарат фиксирует цвета как есть, то есть если вы освещены зеленоватым светом — ваше лицо будет зеленое. Но при этом, если вы просто смотрите на себя — цвет лица для вас будет выглядеть натуральным. Это происходит потому, что мозг анализирует условия освещенности по цветам фона и корректирует картинку. Это наша «суперспособность» нужна чтобы различать цвета в условиях разной освещнности (дневной свет и свет от костра, например).

Если вокруг серого предмета все остальное в красных оттенках, мозг предполагает что данное пространство освещено красным светом, например, светом костра, и поэтому может опредлить серый цвет как изначально синий или зеленый и придать серому необходимый оттенок. Абсолютно тот же самый серый на светло-голубом фоне будет восприниматься желтовато, потому что мозг будет оценивать окружающую обстановку как предутренний рассвет или тень днем. И благодаря этой особенности работы мозга мы подвержены зрительным иллюзиям, которые во множестве можно найти в интернете.

иллюзия

Правило контраста и подравнивания



Сейчас я буду рассказывать про контраст, цветовой контраст будет строиться на основе цветового круга Манселла, потому что он как раз подходит для оптики, для цветовосприятия и описывает как работает смешение света. А самый распространенный круг Иттена строился в расчете на физические красители, в нем противоположные цвета при смешивании давали серый. Нам круг Иттена не подходит, потому что мы работаем не с физическими красителями, а с глазом и восприятием цвета.

Контрастные цвета — это противоположные цвета в цветовом круге.



 

Вот пример контраста — абсолютно одинаковые серые кружочки на коричневом фоне приобретают голубоватый оттенок, а на голубом — коричневатый. Цвет с меньшей площадью визуально приобретает оттенок контрастный цвету большей площади. Это работает если сравнивать контрастные цвета  с нейтральными и между собой. Зелено-розовая картинка выше тоже работает по правилам контраста.

цветовой контраст

Ровно в противоположную сторону работает правило подравнивания если использовать близкие по цветовому кругу цвета. Цвет с меньшей площадью приобретает оттенок цвета с большей площадью. На желтом фоне красный кружок будет восприниматься как оранжево-красный, а на розовом как более холодный и темный красный, чем он есть на самом деле. На квадратиках под цифрой 1 красный цвет как мы его воспринимаем, а на квадратиках 2 как он есть на самом деле.

подравнивание

И вот именно на этих правилах работает цветовое тестирование цветными платками.



Наше лицо, как правило, занимает меньшую площадь отностительно площади нашей одежды, и поэтому именно оно будет подстраиваться под цвета одежды, а не наоборот.

Возьмем условно бежевую кожу и разместим ее на холодных розовых фонах и теплых оранжевых. На холодных розовых фонах бежевый приобретает легкий розоватый оттенок и выглядит для человеческой кожи натурально. А на оранжевых бежевый смещается в желтую сторону и вместе с содержащимся в цвете синим цветом «вступают в реакцию» и дают зеленоватый оттенок. Живьем такую реакцию на лице мы можем наблюдать у девушек крассического зимнего цветотипа.

бежевая кожа

А теперь возьмем условно розовую кожу и разместим ее на тех же самых цветах. На холодных розовых цвет приобрел болезненный розоватый оттенок, а на оранжевых превратился в чудесный персиковый. Такую реакцию можно увидеть на девушках классического осеннего цветотипа, рядом с холодными цветами их кожа бледнеет или становится болезнено-розовой. 

розовая кожа

Здоровой выглядит кожа или не здоровой мы можем понять только субъективно, не существует каких-то канонический цветов здоровой кожи. Определять здоровость кожи на глаз это, в общем-то, тоже наша природная способность, иначе как бы мы понимали, человек болеет или наоборот, пышет здоровьем, можно размножаться от этого самца или нет. Но практика показывает, что если в течении жизни клиент мало работает с цветами, но эту разницу и все эти тонкие нюансы он начинает видеть только при драппинге, когда прикладываешь к лицу ткани и на сравнении показываешь эффект, и то не всегда )).

А можно ли определить подходящие цвета по фото?

А вот и можно! Работают те же самые правила. Но если работаешь с человеком напрямую, в правильных условиях освещенности, ошибки практически быть не может. А если клиент присылает несколько темных, мутных фотографий с макияжем — тогда задача становится невыполнимой. Для качественного определния цветотипа по фото нужно в дневное время в тени, без цветных рефлексов на лице, сделать достаточно много фотографий лица без макияжа. А еще желательно пофоткаться в разной одежде, чтобы стилисту было проще увидеть эффект от цветов на лице.

Приведу пример с моим глазом и кусочком щеки и носа. Сфотографированы они были в дневное время в тени. На холодном розовом фоне общий цвет лица сместился в розовую сторону и, не смотря на то, что краснота с кожи никуда не исчезла, в общем лицо выглядит более свежим и чистым. А на оранжевых фонах кожа приобрела тот самый чудесный зеленоватый оттенок и на контрасте с ним красные пятна стали еще заметнее. И даже сам глаз на оранжевых фонах выглядит зеленее, чем на розовых.

 

гла1

И поверьте мне на слово, в реальности влияние оранжевого даже еще заметнее, особенно в области подбородка. По этим фоткам и драппингу легко понять что мне нужно носить холодные цвета, кроме случаев плотного макияжа (например, на фотосессию, когда покрывается вся кожа) или вечерних выходов (потому что в плохом освещении все равно оттенки не разобрать).

Так и зачем нужны теории цветотипов то?

Можно же сесть вот так, поперебирать все цвета и составить собственную индивидуальную палитру?

Можно, но это займет уйму времени и вам потребуется много тканей для драппинга, если захотите сделать это в реальности и колористика, чтобы знать какие цвета с какими сравнивать. Поэтому стилисты пользуются разнообразными теориями, которые объединяют цвета в определенные группы по сезону (зима-лето-осень-весна) или по цветовым характеристикам (теплые-холодные, светлые-темные, яркие-приглушенные). Я пользуюсь последним вариантом. 

Все эти теории значительно экономят время — достаточно понять что клиенту подходят темные, яркие и холодные цвета на примере цветов нескольких базовых цветов, и можно подобрать по аналогии и все остальные цвета палитры. 

Каждый стилист выбирает для своей работы ту теорию, которая ему удобнее. Лично я сезоную не использую из-за ее ограниченности, особенно если учитывать повышенную сложность типирования представителей азиатских национальностей, которых у нас в Сибири много. Но, тем не менее, я понимаю, что я могу девушку типировать в "«Яркие и теплые цвета», а стилист, работающий по сезонной теории типировал бы ее в Зиму за счет её яркости, потому что все остальные группы цветов подходили бы хуже чем зимняя палитра.

 

сравнение

Я в своей работе разбиваю группы цветов по их характеристикам (светлый-темный, яркий-приглушенный и теплый-холодный) и определяю какие характеристики цветов из этих пар подходят человеку и насколько сильно. Например, мой глаз здесь лучше смотрится на темных и ярких цветах, а светлые приглушенные и темные приглушенные никак не красят глаз, хотя в принципе и не будут так сильно портить как оранжевый. Так что художественным языком выражаясь, я Яркая зима.

глаз2

 

И в заключение хочу сказать, что восприятие цвета, стиля и все такое прочее, как и любая работа с визуальными составляющими объектов и людей, несет очень большой субъективный пласт, и если вы ищете стилиста, то и выбирайте его себе так, как вам нравится. Найдите человека, с которым у вас контакт.

А еще лучше — если стилист учит. Когда вы разберетесь в теории, научитесь видеть и находить цвета — вы всю оставшуюся жизнь сможете этим навыком пользоваться. И на себе, и на своих детях, и даже на муже ))