Как мы воспринимаем цвета и называем их
ликбез цвет

Как мы воспринимаем цвета и называем их

Разобраться в вопросе и написать эту статью меня побудили споры о цвете. Точнее о том, как какой цвет называется. Особенно много гордости по поводу точности цветовосприятия я наблюдаю у стилистов и прочих представителей творческих профессий, которым не просто нужно создать что-то красивое для не искушенных в цвете заказчиков, но и объяснить им, зачастую исключительно словами, какой цвет им выбрать и с каким сочетать.

(На фото цвет 2014 года, выбранный компанией Пантон.)

 

Что мы знаем о цвете?



Со школьных уроках физики мы знаем о том что цвет — это свет, излучаемый или отраженный, с определенной длиной волны. Немногие из нас, тем не менее, знают, что это цвет это не просто свет, это наше, человеческое ОЩУЩЕНИЕ, очень субъективное, которое мы ощущаем при попадании в глаз определенного вида электромагнитного излучения.

Механика процесса такая:

  • световые лучи, отраженные или излученные, попадают в глаз
  • в глазу чувствительные рецепторы колбочки и палочки возбуждаются, и сигнал передается по глазному нерву в мозг
  • в мозге сигнал обрабатывается

Вроде бы все просто, но если рассматривать процесс подробно, открываются факты, в корне меняющие картину.

 

Электромагнитное излучение.



Во вселенском масштабе наше зрение крайне ограничено. Свет — это очень небольшая часть электромагнитного изучения, воспринимаемая глазом, а есть еще инфракрасное и ультрафиолетовое излучение, радиоволны, рентгентовское излучение и так далее. Наше тело запрограммировано эволюцией воспринимать самый необходимый минимум излучений. Некоторые птицы и рыбы, например, видят ультрафиолет. Их зрение четырехцветное.

Глаз.



Глаз — это единственный орган, который может воспринимать свет, и, к сожалению, это очень не точный прибор. Если принимать за правду теорию эволюции, то в те времена, когда предки млекопитающих вылезли из воды, они имели 4-хцветное зрение. Дальше эволюция разделилась на 2 ветки, часть животных начала наращивать массу, мускулы и зубы и стала динозаврами, а часть перешла в ночной образ жизни. В последствии  динозавры вымерли, а ночные существа вернулись к дневному образу жизни и со временем эволюционировали в нас с вами. В тот период, когда наши предки во мраке ночи спасались от громадных хищников, 2 цветовых рецептора из 4х исчезли за ненадобностью. Наши предки видели мир в сине-зеленых цветах, зато невероятно хорошо различали запахи и звуки.

Вернувшись к дневному образу жизни, будущим млекопитающим вновь потребовалось хорошее зрение, и благодаря мутациям гены в ДНК, отвечающие за восприятие зеленого задвоились, и вскоре мозг приспособился к новому сигналу, назвачив ему красный цвет. Так мы начали воспринимать красный. Цвет спелых фруктов и молодой листвы в экваториальных джунглях. Это оказалось нашим эволюционным преимуществом в вопросах добычи пищи и положительно повлияло на развитие.

Забавный факт, у современных обезьян ген, отвечаюий за восприятие красного, может передаться только самке, и то не каждой. Но если в стае обезьян есть несоклько таких самок, все племя более успешно добывает пищу.

Здесь нужно сказать пару слов о дальтонизме. Обратимся к википедии.
«Передача дальтонизма по наследству связана с X-хромосомой и практически всегда передаётся от матери-носителя гена к сыну, в результате чего в двадцать раз чаще проявляется у мужчин, имеющих набор половых хромосом XY. У мужчин дефект в единственной X-хромосоме не компенсируется, так как «запасной» X-хромосомы нет. Разной степенью дальтонизма страдают 2—8 % мужчин, и только 0,4 % женщин.

Некоторые виды дальтонизма следует считать не «наследственным заболеванием», а скорее — особенностью зрения. Согласно исследованиям британских учёных, люди, которым трудно различать красные и зелёные цвета, могут различать множество других оттенков. В частности, оттенков цвета хаки, которые кажутся одинаковыми людям с нормальным зрением. Возможно, в прошлом такая особенность давала её носителям эволюционные преимущества, например, помогала находить пищу в сухой траве и листьях.»

Получается, что в связи с особенностями строения глаза, разные люди могут воспринимать и различать одинаковые цвета по разному. Что уже делает бессмысленным все споры об оттенках цвета, ведь никто не гарантирует, что ваш собеседник обладает какими-нибудь случайными особенностями, позволяющие ему различать оттенки цвета, а все остальное человечество никогда даже не сможет воспользоваться этой его особой чувствительностью. Более того, если у человека врожденно или после операции нет хрусталика, его глаз начинает воспринимать ультрафиолет. А еще есть женщины — тетрахоматы, у который генетическая мутация привела к образованию 4го вида колбочек и их зрение качественно лучше обычного.

Но эволюция и цивилизация, тем не менее, делают свое дело. Большая часть человечества воспринимает базовые цвета более-менее одинаково (красный, оранжевый, желтый и тд) и без труда может по названию цвета воспроизвести его. Но когда дело касается оттенков цветов, тут начинаются неточности.

Например. Группе людей показывают вот такой оранжевый и спрашивают, как вы думаете, этот оранжевый апельсиновый или морковный? Мнения по этому поводу разделятся.


А если показать уже две картинки, на который первый цвет чуть ближе к желтому, то почти все скажут, что первый апельсиновый, а второй морковный. Хотя может быть некоторые вообще не увидят разницы, а некоторые скажут что истинно морковный и апельсиновый выглядят по другому. Но большинство скажет, что относительно друг друга первый квадрат — апельсиновый, а второй — морковный.
апельсиновый и морковный

А если показать группу квадратов, где наш изначальный квадрат стоит на первом месте, а рядом с ним чуть более красный, то так же часть группы скажет, что теперь, в этом дуэте, изначальный квадрат апельсиновый, а второй — морковный.

апельсиновый и морковный

Люди, как правило, не различают оттенки сами по себе. Они их различают в сравнении. Отдельной группой существуют люди, много и профессионально работающие с цветом, у них богатая цветовая память и они по памяти могут сравнивать образцы цвета.

А вот так наши квадратики выглядят все вместе. Какое название вы бы дали всем трем цветам?
апельсиновый, оранжевый и морковный цвет

И вот еще интересная мысль про названия цветов. Они ведь тоже очень условные. Возьмем несколько фотографий апельсинов и посмотрим какие виды оранжевых на них встречаются. (И да, да, разные сорта апельсинов имеют разный цвет кожуры и мякоти, да)
апельсин

Какой из этих оранжевых будет апельсиновым?

А вот такая же подборка для моркови. У которой разные сорта, тоже имеют разные оттенки цвета.
морковь

Какой оранжевый будет считаться морковным? Оранжевый на свету? Или почти бордовый в тени? Или промежуточный цвет из «полумрака»?

О да, кстати, мало того, что люди воспринимают цвета по-разному, по-разному их описывают разными словами, так еще и на восприятие цветов влияет степень и качество освещения. Цветочувствительные колбочки могут хорошо воспринимать цвет только в условиях хорошей освещенности. Чем темнее, тем хуже мы различаем цвета. 

«Если освещенность снижается (сумеречное состояние), то красный, зеленый и синий цвета сохраняют свой цветовой тон, а промежуточные между ними изменяются в направлении сближения с основными. Так, оранжевый становится краснее, желтый приближается к оранжевому, голубой и фиолетовый синеют; желто-зеленые и зелено-голубые теряют свои оттенки и приближаются к спектральному зеленому. Если яркость световых потоков снижается почти до состояния темноты — различаются только три основных цвета — красный, зеленый и синий. В сгущающихся сумерках последним исчезает синий цвет, превращаясь в белесый, а красный превращается в черный. Изменение цветов при уменьшении их яркости называют явлением Бецольда — Брюкке

Получается, что если даже один и тот же человек посмотрит на один и тот же цвет в условиях разной освещенности, то цвета для него будут разные.

Но и это еще не все. Цвет может меняться в зависимости от источников освещения. Солнце, считающееся эталонным источником, светит намного более холодным светом, чем лампы накаливания. А галогенные лампы дают неестественно зеленый свет. И все предметы, попадающие под такое освещение, приобретают определенный оттенок, чуть более теплый, или холодный. В фотографии есть такое понятие — баланс белого. Это та цветовая температура, при которой белый цвет на фотографии становится белым, без примеси оранжевого, синего или зеленого. Идеально описываемое явление видно на вот этой подборке с сайта platov.org.
баланс белого

 

И последний интересный факт про глаз. Вы наверное неоднократно слшали про 24 кадра в секунду — эта скорость смены кадров, при которой человеческий глаз воспринимает видео не рывками, а плавно. Так мало кадров нужно потому, что наш глаз инертен по времнени. Наши глаза могут видеть желтый цвет в двух случаях: первый, когда нам в глаз попадает излучение с «желтой» длиной волны, а второй — когда одновременно, или через очень маленький промежуток времени в наш глаз попадает излучение с «красной» и «зеленой» длиной волны. Глаз не может в таком случае отличить один цвет от другого. И хотя на измерительныз приборах в одном случае мы видим желтое излучение, а во втором смесь красного и зеленого, наш глаз все равно в обоих случаях видит желтый цвет. (Это все применимо к цвету света, а не предметов)

На этой особенности нашего глаза построены компьютерные мониторы. Если вам на монитор попадает капелька воды, она как линза увеличивает экран и вы можете увидеть эти цветные светящиеся точки. Все цвета на мониторе являются смесью из красного, зеленого и синего цвета и целиком и полностью являются обманом нашего зрения ( и к тому жене могут охватить весь спекрт существующих видимых цветов).

Здесь нужно отметить, что когда мы говорим о смешении цветов, мы не имеем ввиду работу с физическими красками. Мы говорим о смешении излучений. Наложение красного, синего и зеленого в результате дадут белый цвет.
ргб

Даже сейчас уже можно с уверенностью сказать, что если какой-нибудь горделивый представитель богемы томно произносит что-то типа «о, девушка, вам просто необходимо приобрести блузу арбузного цвета» не факт, что вы себе представите тот же самый арбузный, про который он думал, а в условиях не очень хорошего освещения в магазинах, выберете тот цвет, который вы себе представили.

По этой же причине и подбор подходящих цветов лучше делать не из умозрительных соображений и теорий, а путем прикладываний тканей разных цветов и фактур к лицу клиента. Потому что на сравнении мы отчетливо сможем увидеть какой цвет лучше, а какой хуже подходит конкретному человеку. А на шоппинг лучше ходить с персональной палитрой, и сравнивать цвета в условиях одинаковой освещенности. Достал палитру из кармана, приложил к одежде, и даже при желтоватом свете будет видно, одного оттенка цвет вещи с цветом палитры или различается.

Но даже и это еще не все. Еще есть мозг, который обрабатывает сигнал, посланый рецепторами глаза.

Мозг.



Что происходит в нашем мозге при восприятии и обработке информации о цвете это отдельная песня, и о ней я расскажу позже. Но в общих чертах можно сказать что на восприятие цветов влияет

  • наш цветовой опыт, как часто и внимательно мы работаем с цветами
  • наше физическое и психологическое состояние
  • наши вкусовые или эмоциональные предпочтения
  • запрограммированность эволюцией определенным образом реагировать на цвет (черно-желтая раскараска тигров и ос = опасность = готовность бежать = выброс гармонов = особая сконцентрированность и внимательность. Из-за этого это сочетание часто используют в сигнальной разметке и в рекламе чтобы больше привлекать внимание)
  • наши социальные, культурные или религиозные стереотипы (шафрановый — буддийский монах, карамельно розовый — кукла барби) и связанные с этим предпочтения

Когда я училась живописи, мы в нашей группе достаточно быстро заметили, что один и тот же натюрморт или пейзаж, одними и теми же красками, разные люди пишут по-разному. Кто-то в более холодной гамме, кто-то в более теплой. Каждый натюрморт сам по себе был гармоничен, все светотеневые нюансы хорошо разобраны, но вот по общему тону отличались. Даже тонко чувствующие цвет художники имели разное цветовосприятие.



По итогу, я бы предложила всем читателям ради интереса (и всем профессионалам, работающим с цветом в обязательном порядке) следующее:

  1. пройти тесты на цветовое восприятие, чтобы убедиться, что вы входите в то самое большинство населения нашей планеты, которое видит цвета более-менее похожим образом.
  2. больше работать с цветом, его оттенками и сочетаниями, чтобы накопить цветовой опыт
  3. никогда не участвовать в спорах по поводу того, как какой цвет сочетать, помня о том, что и сами предметы по которым назвали цвет (арбуз например) бывают разных оттенков, и люди воспринимают по-разному
  4. стараться работать на сравнении. Отвечать на вопрос, достаточно ли тепл или холоден цвет для конкретной внешности, и так далее.

В заключение предлагаю одну картинку из тестов Ишихары. Их в обилии можно найти в интернете и проверить свое цветовосприятие. 

тест ишихары

Лично я, почему-то, вижу все варианты для всех типов зрения. В левом верхнем вижу одновременно и круг и треугольник, а в большом нижнем треугольнике вижу квадрат. Надеюсь это хороший признак )))