Больше двух тысяч лет назад Овидий (судя по всему казанова и бабник) написал трактат «О любви», из-за которого был изгнан из Рима, потому что пропагандировал совсем несемейные ценности.
В трактате он подробно описывал как найти любовника и любовницу, как скрыться от ревнивого супруга, как предаваться утехам и конечно же, давал советы по внешнему виду как для мужчин, так и для женщин (советы для женщин я опубликую в следующем посте).
И кажется, больше 2-х тысяч лет прошло, а советы удивительно соответствуют нашему времени. Давайте же прикоснемся к вневременной мудрости веков!
О том как украшать себя мужчине
Для женщин советов о том, как себя украсить, Овидий написал раз в 5 больше, еще и выпустил отдельный трактат "О притираниях", от которого сохранилось только начало. Ну ничего не изменилось!
«Только не вздумай завить себе кудри каленым железом
Или по голеням ног едкою пемзой пройтись:
...
Мужу небрежность к лицу. Похитил Тесей Ариадну,
Не украшая висков прикосновеньем щипцов;
...
Будь лишь опрятен и прост. Загаром на Марсовом поле
Тело покрой, подбери чистую тогу под рост,
Мягкий ремень башмака застегни нержавою пряжкой,
Чтоб не болталась нога словно в широком мешке;
Не безобразь своей головы неумелою стрижкой —
Волосы и борода требуют ловкой руки;
Ногти пусть не торчат, окаймленные черною грязью,
И ни один не глядит волос из полой ноздри;
Пусть из чистого рта не пахнет несвежестью тяжкой
И из подмышек твоих стадный не дышит козел;
Все остальное оставь — пускай этим тешатся девки
Или, Венере назло, ищут мужчины мужчин.»
Женщинам же Овидий рекомендует избегать холеных красавчиков, отмечая что это могут мужчины с нестабильной сексуальной ориентацией и просто воры. Объединяет Овидий их всех в одном стихе под заголовком «Нужно беречься обманщиков».
«Но избегайте мужчин, что следят за своей красотою,
Тех, у которых в кудрях лег волосок к волоску!
Что они вам говорят, то другим говорили без счета:
Вечно изменчива в них и непоседлива страсть,
Как постоянными женщинам быть, если сами мужчины
Непостояннее их, сами к любовникам льнут?
...
Все равно, меж такими, быть может, и самый учтивый —
Вор, которого жжет страсть по плащу твоему.»
Использовать другие преимущества
Имидж, это не только одежда, но и манера поведения, жесты и тд. И Овидий для мужчин основной упор делает именно на этой области, рекомендуя пользоваться всеми другими своими преимуществами, потому что одной красоты мало, да к тому же она не вечна.
«Прочь, нечестивые, прочь!
Будь любезным, и будешь любимым.
Чтобы любовь заслужить мало одной красоты.
...
Чтобы любовь госпожи сохранить и её не лишиться,
Ты приложи к красоте малую долю ума.
Ведь красота — ненадежная вещь, убывает с годами:
Чем протяженней она, тем её сила слабей.
...
Так и в твоих волосах забелеют, красавец, седины,
Так и тебе на лицо борозды лягут морщин.
Дух один долговечен, — да будет тебе он опорой.
Он — достояние твое до погребальных костров.»
Нужно знать свои достоинства и уметь их преподносить.
«Пой, коли голос хорош, пляши, коли руки красивы, —
Всем, чем можешь пленить, тем и старайся пленить.»
и
«Кто от природы красив, пускай красотой щеголяет,
В ком благородный загар — плечи умей показать,
Кто хорошо говорит, тот не будь молчаливым в собранье,
Петь ли умеешь — так пой, пить ли умеешь — так пей!»
Овидий отмечает важность образованности, вежливости, обходительности и красноречия, которые по силе охмурения женщин сравнимы с красотой.
«Не забывай и о том что для всякой души благотворно
Знание двух языков и благородных наук.
Не был красивым Уллис, а был он красноречивым —
И воспылали к нему страстью богини морей.»
и
«Не возлагай же надежд на красу ненадежного тела —
Как бы ты ни был красив, что-то имей за душой.
Лучше всего привлекает сердца обходительность в людях, —
Грубость, наоборот, сеет вражду и войну.
...
Пусть, к приятным словам склоняясь польщенной душою, Будет подруга всегда рада увидеть тебя.»
И отдельно Овидий очень не рекомендует драться с женщинами и рассказывает очень жалостливую историю о том, как он однажды поругался со своей подругой, судя по всему испортил ей прическу в ссоре, а потом был вынужден ей покупать новую рубашку.
«Схватки — на долю парфян, а учтивым подругам несите
Ласку, шутку и мир — все, что питает любовь.»
Корректировать имидж в зависимости от объекта воздыхания
Овидий отмечает, что методы достижения взаимности нужно выбирать в зависимости от личности женщины и если твоя избранница строгая, не нудно показывать ей нахальство, это её отвратит.
«Тот, кто умен и хитер, должен приладиться к ним.
...
Не выходи же и ты без разбора на старых и юных —
Издали сети твои высмотрит старая лань.
Ум покажи простоватой, нахальством блестни перед строгой —
Та и другая тотчас, бедные, бросятся прочь.»
Наличие богатства компенсирует недостатки
Если вы думали что это в наше время женщины испорченные и жадны до дорогих подарков, то нет :)) Оказывается и в Древнем Риме красотки охотно прощали недостатки своим богатым ухажерам при их щедрости.
«Тех, кто богат, я любви не учу — на что им наука?
Ежели есть, что дарить, — им мой урок ни к чему.
...
Бедным был я, любя, для бедных стал я поэтом;
Нечего было дарить — праздное слово дарил.
...
Грубый милее богач, чем неимущий поэт.»
Тем не менее, даже бедным мужчинам он рекомендует как-то изворачиваться и подарки дарить. Цветы посылать, птичек в клетке, покупать на ближайшем рынке корзину фруктов, но говорить что они привезены из далекой альпийской деревни и тд. В общем, всячески приукрашивать подарки.
И конечно же, в качестве хоть какого-то, но подарка, можно посвятить деве стихи и песни. Особенно высоки шансы бедному, но красноречивому поэту, с учеными девами.
«Все же, хоть мало, но есть на земле ученые девы,
Да и невежды порой рады учеными слыть.
Тех и других в стихах прославляй! За сладкое слово,
Плохо ли, хорошо ли, всякая песня сойдет.»
Ну что, друзья, как вам советы? :)))
Цитаты из этого сборника.