Чувство стиля, хороший вкус и как всего этого добиться.
Чувство стиля обычно относят к более широкому понятию "хороший вкус". Хороший вкус включает в себя умение практически неосознанно выбирать лучшую еду, лучшую одежду, музыку, оформление для дома и тд. Чувство ритма, чувство цвета, умение выстраивать баланс и тд. Такой вот сложный комплекс навыков.
Если рассматривать человека как биологическое существо, то хороший вкус для выживания нам нужен только чтобы отличать съедобное от несъедобного и не жрать всякую гадость. В этом смысле плохой вкус был бы синонимом всеядности.
Хороший вкус в том виде, в котором мы его обсуждаем в наше время, произошел из вот этого самого биологического механизма, который вырабатывает в нас отвращение к опасной еде, но используется уже не для прямого физического выживания, а для улучшения своего социального положения.
Дальше, мы учимся выбирать наилучшего партнера, по внешности, по запаху, по поведению. Чтобы наши потомки получались самыми сильными, здоровыми и красивыми и тоже получали социальное преимущество и лучше выживали. А условно "всеядные" выбирали первый попавшийся вариант и результаты их генетического отбора были лотерейными.
Дальше мы учимся выбирать лучшие объекты материального мира, которые дают нам преимущества в быту и в бою (или на работе).
Потом мы обзаводимся какими-то уникальными вещами, не несущими прямой функциональности, всякими украшениями и коронами. Наше уникальное положение в обществе и превосходстве приводят к тому, что мы начинаем испытывать отвращение ко всему "народному" и выбираем только изысканное и шикарное, вырабатываем модель поведения, отличную от "народной" и тд.
Потом мы учимся выбирать наилучшие вещи в таком виде, в котором они не будут вызывать зависть раздражение у народа, потому что пришло время революций и те, кто слишком выпендривались — лишились своего богатства, жизни и возможности продолжать род.
Дальше мы усложняем ритуалы взаимодействия с людьми и предметами, вырабатываем этикет. Таким образом дисциплинируя себя и своих детей. Потому что дети в тех богатых семьях, где родители не привили дисциплину, предаются аддикциям, уходят в разнос, тратят все состояние родителей, часто еще и не оставляя потомков.
И вот так и получается, что каждое общество естественным образом, само собой, производит богатую аристократию, которая очень сильно образовывает и дисциплинирует своих детей, вводит ужасно сложный этикет, вырабатывает сложные критерии хорошего и плохого искусства, одежды и тд. Учат как минимум показному благородству и разным видам полезных активностей для общества, благотворительности и тд. Потому что только так представители этих семей могут в обществе выжить. И конечно же, не всегда у аристократии это получается сделать идеально, и поэтому мы периодически наблюдаем какие-то очередные скандалы.
Так что нет, врожденного хорошего вкуса и чувства стиля не бывает. Его нам прививают родители, образовательные учреждения, общество и мы сами когда вырастем.
Как привить себе хороший вкус
Если очень хочется, значительно улучшить свой вкус можно и во взрослом возрасте, даже если вы родились в совершенно обычной рабоче-крестьянской семье.
Хороший вкус неестественный с точки зрения простого выживания и чтобы его привить нужно время и целенаправленные действия. По аналогии с едой: если вам хочется сладкого, вы можете просто съесть пару ложек сахара, можете купить колу, можете испечь медовик, можете испечь безглютеновый медовик на сиропе топинамбура, а можете заказать доставку очень дорогих и безвредных для здоровья японских сладостей на рисовой муке.
По сути, вы в любом случае поели сладкого. Но по форме и качеству это сладкое было совершенно разное. И чем выше у вас вкус, тем более замороченное и сложное это сладкое получается. И к простому сахару вы будете испытывать отвращение.
Если рассматривать хороший вкус в одежде, и брать в расчет вот именно наше время (потому что в другие эпохи представления были другими), то ситуация будет примерно такая. Представим что вам нужна обувь на зиму:
- вы можете приобрести китайские дешевые дутики и проходить в них всю зиму в тепле
- или сапоги из спилока (это дешевый вид кожи с клеем) или кожзама
- сапоги из хорошей, качественной кожи на натуральном меху
- хорошие брендовые сапоги, либо отечественного бренда (если вы живете в Англии, например, это очень патриотично), либо итальянские (если вы в России)
- хорошие сапоги, произведенные компаний с безотходным производством, с хорошими условиями для рабочих, из эко сырья, которые потом они сами еще и переработают
- все то же самое, но от именитого бренда и в коллаборации с какой-нибудь супер-пупер знаменитостью, и сапоги эти будут стоить как дешевый автомобиль
Если присмотреться к этому списку, то можно увидеть что сначала вместе с ценой изделия растет и его качество (хотя вот китайские дутики сейчас могут быть такие хорошие, что в них можно несколько зим в комфорте провести). А потом вместе с ценой растет "замороченность" обуви, появляются какие-то дополнительные морально-этические требования к ее производству, утилизации и дизайну. И вот не все люди готовы платить деньги за эти ценности, и это нормально.
Хороший вкус развивается в семьях с высокими доходами, хорошей дисциплиной и образованием. Если, например, ваши доходы ограничены, вы просто физически не сможете заплатить дополнительную цену, которое накладывает этичное производство.
Плохой вкус = народный вкус
Для начала предлагаю отказаться от самого понятия "плохой вкус" и заменить его на менее эмоционально окрашенную "всеядность". А "хороший вкус" на "разборчивость". Потому что сейчас, в 21 веке, во времена процветания индивидуализма помечать какие-то конкретные явления как хорошие и плохие — не очень правильно.
Так вот, всеядность это очень просто. Это самая доступная и простая одежда, это напитки с сильным и понятным вкусом (обычно сладкие и с пузырьками), это самые простые и понятные сюжеты (принц на белом коне увез бедную девушку в замок и женился), это музыка под которую можно весело и ритмично скакать.
Это все то, то проще всего найти, раздобыть, что нравится большинству, что удобно для большинства и что развлекает и удовлетворяет большинство. Что действует на чувства и ощущения максимально простым способом.
Чтобы правильно выбрать непростое кино (какое-нибудь артхаусное, конечно) или непростую одежду (в 21 веке замороченную на экологичности), нужно этому специально учиться, вопреки естественному интересу к простым и понятным, а главное, доступным удовольствиям.
И вот это умение подавить в себе стремление к простым удовольствиям и умение наслаждаться чем-то сложным — и есть та самая разборчивость, которую называли все это время хорошим вкусом. И понимая это, очень многие люди совершенно не хотят всем этим заморачиваться и имеют полное на это право.
Более того, разборчивость и всеядность — это не дихотомия, это широкий градиент, состоящий из.. ну например, 10 градаций, и каждый волен остановиться там, где ему комфортно. Можно принципиально оставаться "всеядным", можно осознанно остаться в состоянии "я выбираю лучшее из народного", а можно "я выбираю самое экологичное в рамках своего бюджета" и тд.
Что конкретно делать, чтобы стать более разборчивым в одежде
Нужно начать разбираться в том как в целом работает имидж и для чего он нужен, изучать свою внешность, изучать актуальные тенденции, учиться работать с цветами, формами, фактурами и характером линий. И конечно же, изучать стили в одежде и их смысл.
Например, разобравшись один раз с тем, как правильно строятся цветовые сочетания, какие значения они имеют, какие эмоции передают, вы начнете видеть это везде, и в музее на картинах, и в интерьерах кафе, и в интерьере на кухне своих друзей, и на улице в рекламе, и конечно же, в одежде своей и окружающих. Увидите и не сможете развидеть. С этого момент для вас цвета будут иметь смысл, а цветовые сочетания будут рассказывать вам историю и вы сразу будете понимать, была ли история рассказана осознанно, или это просто каша и случайный набор "слов".
Вот такой вот краткий план.
Изучить все это можно на моих онлайн-курсах (ближайший курс — Имидж как самопознание, рассказывающий вам про ваш типаж и то впечатление, которое ваша внешность производит базово) или лично на онлайн-консультациях.
Photo by Mika Baumeister on Unsplash