Как мы видим и называем цвета

Почему люди могут называть одинаково разные цвета, а к одному и тому же цвету могут дать разное название?

Происходит это потому что люди воспринимают цвета немного по-разному, плюс, есть некоторые трудности с присвоением цвету названия. Давайте обсудим это подробно.

Что мы знаем о цвете?

Со школьных уроков физики мы знаем что свет — это разновидность электромагнитного излучения с определенной длиной волны. Это может быть прямое излучение (собственно свет) или отраженное излучение (свет упал на предмет, отразился и мы его видим).

Так вот, ЦВЕТ, который мы видим когда свет попадает нам на сетчатку глаза, это ОЩУЩЕНИЕ, которое возникает у нас из-за этого процесса.

Механика процесса такая:

  • световые лучи, отраженные или излученные, попадают в глаз
  • в глазу чувствительные рецепторы колбочки и палочки возбуждаются, и сигнал передается по глазному нерву в мозг
  • в мозге сигнал обрабатывается и каким-то образом интерпретируется

Глаз

Мы воспринимаем свет, и как следствие цвет, глазами. Глаза не очень точные приборы измерения силы света и цвета, но они и не должны были ими быть.

В те времена, когда предки млекопитающих вылезли из воды, они имели 4-хцветное зрение. Дальше эволюция разделилась на 2 ветки, часть животных начала наращивать массу, мускулы и зубы и стала динозаврами, а часть перешла в ночной образ жизни. В последствии  динозавры вымерли, а ночные существа вернулись к дневному образу жизни и со временем эволюционировали в нас с вами. В тот период, когда наши предки во мраке ночи спасались от громадных хищников, 2 цветовых рецептора из 4х исчезли за ненадобностью. Наши предки видели мир в сине-зеленых цветах, зато невероятно хорошо различали запахи и звуки.

Вернувшись к дневному образу жизни, будущим млекопитающим вновь потребовалось хорошее зрение, и благодаря мутациям гены в ДНК, отвечающие за восприятие зеленого задвоились, и вскоре мозг приспособился использовать это для распознавания красного цвета. Так мы начали воспринимать красный, цвет спелых фруктов и молодой листвы в экваториальных джунглях. Это оказалось нашим эволюционным преимуществом в вопросах добычи пищи и положительно повлияло на развитие.

Забавный факт, у современных обезьян ген, отвечающий за восприятие красного, передается только самке, и то не каждой. Но если в стае обезьян есть несколько таких самок, все племя более успешно добывает пищу.

Из-за того что "красные гены" произошли из "зеленых генов", чаще всего дальтонизм и разные особенности восприятия встречаются именно на этих цветах.

Дальтонизм бывает разной степени и страдают им 2—8 % мужчин, и только 0,4 % женщин. Некоторые виды дальтонизма следует считать не заболеванием, а скорее — особенностью зрения. Например, люди, которым трудно различать красные и зелёные цвета, могут различать множество других оттенков. В частности, оттенков цвета хаки, которые кажутся одинаковыми людям с нормальным зрением. Возможно, в прошлом такая особенность давала её носителям эволюционные преимущества, например, помогала находить пищу в сухой траве и листьях.

В связи с особенностями строения глаза, разные люди могут по-разному воспринимать и различать одинаковые цвета. Что уже делает бессмысленным все споры об оттенках цвета, ведь никто не гарантирует, что ваш собеседник обладает какими-нибудь случайными особенностями, позволяющие ему различать оттенки цвета, а все остальное человечество никогда даже не сможет воспользоваться этой его особой чувствительностью.

Более того, если у человека врожденно или после операции нет хрусталика, его глаз начинает воспринимать ультрафиолет. А еще есть женщины — тетрахоматы, у который генетическая мутация привела к образованию 4-го вида колбочек и их зрение качественно лучше обычного.

Также, на восприятие цветов влияет степень и качество освещения. Цветочувствительные колбочки могут хорошо воспринимать цвет только в условиях хорошей освещенности. Чем темнее, тем хуже мы различаем цвета. «Если освещенность снижается (сумеречное состояние), то красный, зеленый и синий цвета сохраняют свой цветовой тон, а промежуточные между ними изменяются в направлении сближения с основными. Так, оранжевый становится краснее, желтый приближается к оранжевому, голубой и фиолетовый синеют; желто-зеленые и зелено-голубые теряют свои оттенки и приближаются к спектральному зеленому. Если яркость световых потоков снижается почти до состояния темноты — различаются только три основных цвета — красный, зеленый и синий. В сгущающихся сумерках последним исчезает синий цвет, превращаясь в белесый, а красный превращается в черный. Изменение цветов при уменьшении их яркости называют явлением Бецольда — Брюкке

Получается, что если даже один и тот же человек посмотрит на один и тот же цвет в условиях разной освещенности, то сам цвет он различит (поймет что это оранжевый), но вот конкретный оттенок скорее всего будет разный.

Плюс, цвет может меняться в зависимости от источников освещения. Солнце, считающееся эталонным источником, светит намного более холодным светом, чем лампы накаливания. А галогенные лампы дают неестественно зеленый свет. И все предметы, попадающие под такое освещение, приобретают определенный оттенок, чуть более теплый, или холодный. У нас в голове есть механизм, компенсирующий разные условия освещения, но он прекрасно справляется только с основными цветами, а с оттенки уже могут меняться.

Мозг

Когда колбочки и палочки возбуждаются, они передают сигнал по зрительному нерву к мозгу. Мозг эти сигналы принимает и каким-то образом интерпретирует. Вот некоторые моменты, которые влияют на интерпретацию сигнала:

  • наш цветовой опыт, как часто и внимательно мы работаем с цветами. Он позволяет различать разные оттенки цвета и знает какими словами лучше цвет описать, чтобы собеседник понял.
  • наше физическое и психологическое состояние (при депрессии все цвета кажутся блеклыми)
  • наши вкусовые или эмоциональные предпочтения

Когда я училась живописи, мы в нашей группе достаточно быстро заметили, что один и тот же натюрморт или пейзаж, одними и теми же красками, разные люди пишут по-разному. Кто-то в более холодной гамме, кто-то в более теплой. Каждый натюрморт сам по себе был гармоничен, все светотеневые нюансы хорошо разобраны, но вот по общему тону отличались. Даже тонко чувствующие цвет художники имели разное цветовосприятие.

Так можем ли мы вообще обсуждать цвета?

Конечно, да. Большая часть человечества, все-таки, воспринимает базовые цвета более-менее одинаково и без труда может по названию цвета воспроизвести его. Базовыми цветами называются цвета, у которых есть собственные названия (черный, белый, красный, желтый, коричневый, синий и тд.)

Но когда дело касается оттенков цветов, тут начинаются разночтения. Например. Если группе людей показать вот такой оранжевый и спросить, как вы думаете, какого оттенка этот оранжевый, апельсинового или морковного? Мнения по этому поводу разделятся.

А если показать уже две картинки, на который первый цвет чуть ближе к желтому, то почти все скажут, что первый апельсиновый, а второй морковный. Хотя может быть некоторые вообще не увидят разницы, а некоторые скажут что истинно морковный и апельсиновый выглядят по другому. Но большинство скажет, что относительно друг друга первый квадрат — апельсиновый, а второй — морковный.

А если показать группу квадратов, где наш изначальный квадрат стоит на первом месте, а рядом с ним чуть более красный, то так же часть группы скажет, что теперь, в этом дуэте, изначальный квадрат апельсиновый, а второй — морковный.

Люди, как правило, не различают оттенки сами по себе. Они их различают в сравнении. Отдельной группой существуют люди, много и профессионально работающие с цветом, у них богатая цветовая память и они по памяти могут сравнивать образцы цвета.

А вот так наши квадратики выглядят все вместе. Какое название вы бы дали всем трем цветам?

И вот еще интересная мысль про описательные названия цветов. Они ведь очень условные и сильно зависят от опыта того человека, который называет их. Не известно какой сорт апельсина или моркови человек считает настоящим, соответственно, мы не знаем какой оттенок он может иметь ввиду.

Плюс, не понятно откуда "брать" образец цвета. Из тени? Из полумрака? Из максимально освещенной части? Обычно люди ориентируются на общее ощущение цвета предмета.

Так как мы очень хотим общаться друг с другом и быть понятыми, мы постоянно придумываем разные способы передать информацию точно. И подробно описываем характеристики цвета, и назначаем разным цветам цифровые значения, распечатываем образцы и рассылаем по всему миру.

Профессионалы, работающие с цветом, справляются лучше, обыватели похуже. Поэтому читая какую-нибудь статью с рекомендациями по выбору цвета, помните, что скорее всего, вы упомянутые оттенки представите себе как-то иначе, чем автор статьи.

В завершении я предлагаю проверить свое цветное зрение по текстам Ишихары, их довольно много в сети.


Фото на заставке by Zachariah Hagy on Unsplash