Зачем нужны цветотипы и как ими пользоваться

Те, кто фотографируют, прекрасно представляют, чем отличается восприятие цвета человеком от работы точной оптики. Фотоаппарат фиксирует цвета как есть, то есть если вы освещены зеленоватым светом — ваше лицо будет зеленое. Но при этом, если вы просто посмотрите на себя — цвет лица для вас будет выглядеть натуральным. Это происходит потому, что мозг анализирует условия освещенности по цветам фона и корректирует картинку. Это наша «суперспособность» нужна чтобы различать цвета в условиях разной освещенности (холодный дневной свет и теплый закатный, например).

Если вокруг серого предмета все остальное в красных оттенках, мозг предполагает что данное пространство освещено красным светом, например, светом костра, и поэтому может определить серый цвет как изначально синий или зеленый и придать серому необходимый оттенок. Абсолютно тот же самый серый на светло-голубом фоне будет восприниматься желтовато, потому что мозг будет оценивать окружающую обстановку как предутренний рассвет или тень днем. И благодаря этой особенности работы мозга мы подвержены зрительным иллюзиям, которые во множестве можно найти в интернете.

Правило контраста и подравнивания

Чтобы обсудить цветовые контрасты, нужно пару слов сказать про цветовой круг. Мы будем делать контраст на основе цветового круга Манселла, потому что он как раз подходит для оптики, цветовосприятия и описывает как работает смешение света. А самый распространенный круг Иттена строился в расчете на физические красители, в нем противоположные цвета при смешивании давали серый. Нам круг Иттена не подходит, потому что мы работаем не с физическими красителями, а с глазом и восприятием цвета.

Вот цветовой круг, контрастные цвета — это противоположные цвета в этом круге. Например, фиолетовый и жёлтый.

Вот пример контраста — абсолютно одинаковые серые кружочки на коричневом фоне приобретают голубоватый оттенок, а на голубом — коричневатый.

Цвет с меньшей площадью визуально приобретает оттенок контрастный цвету большей площади. Это работает если сравнивать контрастные цвета  с нейтральными и между собой. Зелено-розовая картинка выше тоже работает по правилам контраста.

Ровно в противоположную сторону работает подравнивание если использовать близкие по цветовому кругу цвета. Цвет с меньшей площадью приобретает оттенок цвета с большей площадью. На желтом фоне красный кружок будет восприниматься как оранжево-красный, а на розовом как более холодный и темный красный, чем он есть на самом деле. На квадратиках под цифрой 1 красный цвет как мы его воспринимаем, а на квадратиках 2 как он есть на самом деле.

И вот именно на этих правилах работает цветовое тестирование цветными платками.

Наше лицо, как правило, занимает меньшую площадь относительно площади нашей одежды, и поэтому именно оно будет подстраиваться под цвета одежды, а не наоборот. Плюс, чисто эмоционально, лицо это всегда важный объект, а все остальное для него является фоном.

Возьмем условно бежевую кожу и разместим ее на холодных розовых фонах и теплых оранжевых. На холодных розовых фонах бежевый приобретает легкий розоватый оттенок и выглядит для человеческой кожи натурально. А на оранжевых бежевый смещается в желтую сторону и вместе с содержащимся в цвете синим цветом «вступают в реакцию» и дают не очень здоровый зеленоватый оттенок. Живьем такую реакцию на лице мы можем наблюдать у девушек классического зимнего цветотипа.

А теперь возьмем условно розовую кожу и разместим ее на тех же самых цветах. На холодных розовых цвет приобрел болезненный розоватый оттенок, а на оранжевых превратился в чудесный персиковый. Такую реакцию можно увидеть на девушках классического осеннего цветотипа, рядом с холодными цветами их кожа бледнеет или становится болезненно-розовой.

Здоровой выглядит кожа или не здоровой мы можем понять только субъективно, не существует каких-то канонический цветов здоровой кожи. Определять здоровость кожи на глаз это, в общем-то, тоже наша природная способность, иначе как бы мы понимали, человек болеет или наоборот, пышет здоровьем, можно размножаться от этого самца или нет. Но практика показывает, что если в течении жизни человек мало работает с цветами, то эту разницу и все эти тонкие нюансы он начинает видеть только при драппинге, когда прикладываешь к лицу ткани и на сравнении показываешь эффект, и то не всегда )).

А можно ли определить подходящие цвета по фото?

А вот и можно! Работают те же самые правила. Но если работаешь с цветом напрямую, в правильных условиях освещенности, ошибки практически быть не может. А если использовать несколько темных, мутных фотографий с макияжем — тогда задача становится невыполнимой. Для качественного определения цветотипа по фото нужно в дневное время в тени, без макияжа, без цветных рефлексов на лице, сделать достаточно много фотографий лица. А еще лучше сфотографироваться с разными тканями у лица, чтобы стилисту было проще увидеть эффект от цветов на лице.

Приведу пример с глазом и кусочком щеки и носа. Сфотографированы они были в дневное время в тени. На холодном розовом фоне общий цвет лица сместился в розовую сторону и, не смотря на то, что краснота с кожи никуда не исчезла, в общем лицо ощущается более свежим и чистым. А на оранжевых фонах кожа приобрела тот самый зеленоватый оттенок и на контрасте с ним красные пятна стали еще заметнее. И даже сам глаз на оранжевых фонах выглядит зеленее, чем на розовых.

И поверьте мне на слово, в реальности влияние оранжевого еще заметнее, особенно в области подбородка. По этим фото и драппингу легко понять что этой внешности идут холодные цвета, кроме случаев плотного макияжа (например, на фотосессию, когда покрывается вся кожа) или вечерних выходов (потому что в плохом освещении все равно оттенки не разобрать).

Так и зачем нужны теории цветотипов то?

Можно же сесть вот так, поперебирать все цвета и составить собственную индивидуальную палитру?

Можно, но это займет уйму времени и вам потребуется много тканей для драппинга, если захотите сделать это в реальности и знание колористики, чтобы понять какие цвета с какими сравнивать. Поэтому стилисты пользуются разнообразными теориями, которые объединяют цвета в определенные группы по сезону (зима-лето-осень-весна) или по цветовым характеристикам (теплые-холодные, светлые-темные, яркие-приглушенные). Я пользуюсь последним вариантом. Все эти теории значительно экономят время — достаточно понять что клиенту подходят темные, яркие и холодные цвета на примере всего нескольких базовых цветов, и можно подобрать по аналогии и все остальные цвета палитры.

Каждый стилист выбирает для своей работы ту теорию, которая ему удобнее. Лично я сезоную не использую из-за ее ограниченности, особенно если учитывать повышенную сложность типирования представителей азиатских национальностей. Но, тем не менее, я понимаю, что я могу девушку типировать в "«Яркие и теплые цвета», а стилист, работающий по сезонной теории типировал бы ее в Зиму за счет её яркости, потому что все остальные группы цветов подходили бы хуже чем зимняя палитра.

Я в своей работе разбиваю группы цветов по их характеристикам (светлый-темный, яркий-приглушенный и теплый-холодный) и определяю какие характеристики цветов из этих пар подходят человеку и насколько сильно. Например, этот глаз лучше смотрится на темных и ярких цветах, а светлые приглушенные и темные приглушенные никак не красят глаз, хотя в принципе и не будут так сильно портить как оранжевый. Так что художественным языком выражаясь, этот глаз — Яркая зима.




Восприятие цвета, стиля и все такое прочее, как и любая работа с визуальными составляющими объектов и людей во многом субъективна, потому что творческая. Нельзя придумать какие-то четкие стандарты профессии, поэтому ищите человека, с которым у вас контакт и понимание.

А еще лучше — если стилист учит. Когда вы разберетесь в теории, научитесь видеть и находить цвета — вы всю оставшуюся жизнь сможете этим навыком пользоваться. И на себе, и на своих детях, и даже на муже ))


Фото на заставке by Prince Abid on Unsplash