Модное вологодское кружево. Реально ли?

Пришло письмо от читательницы, которая профессионально занимается вологотскими кружевами, и я решила ответить на него в рамках рубрики #бесплатный_совет_стилиста

Я постараюсь в своем ответе рассказать принцип как увязывать моду и народные ремесла, можно будет по аналогии перенести этот принцип на другие ремесла.

*** письмо ***

Добрый день, Полина!

Вот уже больше 20 лет я плету кружева на коклюшках, рисую узоры для плетения кружева и очень рада что в последнее время коклюшечные кружева и стали мелькать на ведущих телепрограмм, в журналах и просто воротники вошли в моду. Очень хочу, чтобы кружево продолжалось: в конце 20 века промысел почти умер и сейчас держится на нескольких артелях и энтузиастах кружевоплетения.

Чтобы кружево продолжалось нужно чтобы его 1) плели 2) покупали. Чтобы плели - нужны новые рисунки узоров, а чтобы покупали - модные вещи с кружевом и из кружева.

В этом году в Вологде издали календарь, который я с огромным энтузиазмом купила: там 12 больших исторических панно из музеев, а самое главное - на каждом листе календаря на моделях показаны кружевные вещи, которые можно носить. Там даже из кашемира с шелком есть кружева, раньше все как-то больше из льна и хлопка плели.

Тут у меня возник вопрос - а что из этих кружевных вещей из календаря модно, что - не модно, а что - нестареющая вечная неизбывная классика?

Каждая такая кружевная вещь - это сотни часов работы.

Очень грустно будет, если я вдохновлюсь, нарисую новый узор для кружевной вещи как в календаре, сплету её, а это что-то не модное, ведь каждая такая кружевная вещь - это сотни часов работы, а потом она и ненужной никому кроме меня окажется, старомодной.  

Прилагаю фото моего календаря

*** ответ ***

Здравствуйте!

История с народными ремеслами очень непростая.

С одной стороны, сейчас идет глобальный тренд на местечковость, близость к корням, возрождение традиций и т.п., что как нельзя кстати для популярности ремесел.

С другой стороны, нет совершенно никаких инструкций как сделать так, чтобы какой-то ремесленный продукт в этот тренд вписался и выглядел актуальным.

Самые распространенные ошибки:

  1. Низкое качество, поделочность, дешевые материалы и простое изготовление "на коленке". Это было бы приемлемо в деревенской жизни, но если хочется чтобы вещь была прямо актуальной и дорогой, она должна выглядеть лучше фабричных вещей
  2. Точная копия чего-то старинного. Старые вещи соответствовали моде тех лет, подходили для нарядов тех лет и элементы дизайна отражали моду и культуру тех лет. Сейчас все это не актуально и нужно адаптировать или как-то по-новому преподносить. (Хотя, если делать образцы для исторического кино, тогда ок)
  3. Отвратительная стилизация комплектов для демонстрации. Когда нет понимания как составить полный комплект, какую внешность подобрать для демонстрации и какой сделать фон, что с чем сочетать, то вполне интересная и перспективная вещь может потеряться или выглядеть просто нелепо.
  4. Непонимание как "схватить хайп", засветиться, стать интересным и тд. Это последний пункт. Если изначальный продукт фиговый — этот пункт не поможет, но если продукт отличный, то без правильного пиара он станет известен только в очень узких кругах.

Если посмотреть на модели в календаре, то вопросов к качеству никаких нет. С первым пунктом все ок.

Насколько я поняла, все эти модели не копии, а просто вдохновлены музейными образцами. Значит со вторым пунктом тоже все ок.

Стилизация

А вот третий пункт — стилизация, ооооочень, очень провальный. Нежные, изящные кружева надеты поверх какого-то невнятного, бытового трикотажа... что это вообще такое?

Кто-нибудь там думал вообще как будет сочетаться элегантное кружево с облегающим джемпером из трикотажа-лапша родом из нулевых годов? На второй картинке в подборке эти полоски просвечивают через тонкое кружево и рисунок кружева совершенно теряется. Что авторы этой стилизации хотели сказать? Носите наше кружево с джинсами и водолазками? Наше кружево такое универсальное, что даже условной студентке-домохозяйке-уборщице и тд. подойдет? Хотели сделать контраст?

Для болеро не могли найти платье без рукавов? Вот эта вялая ткань розового платья или блузки, не знаю что там, настолько смотрится уныло, сил нет. И когда офисный, будто бы полиэстровый рукав со складками торчит из изящного кружевного рукава, что нам это говорит? Носите этот кружевной шедевр на работу? Болеро украсит любую скучную вещь с невнятной посадкой?

Но самый ужас — это жилеточка. Я просто не понимаю ход мыслей автора этой стилизации. Скорее всего, какая была одежда на девушке-модели, на то кружева и надели. Также мне очень был бы интересно узнать мнение автора самого предмета. Когда он это разрабатывал, он предполагал как эта жилеточка будет носиться?

При этом есть вполне приличные варианты, когда кружево сочетается с платьями нейтральных цветов (красное тоже фу). Кружево действительно выгодно смотрится на таком фоне и по-настоящему начинает украшать.

Как стилизовать кружево так, чтобы это было и современно, и красиво, и оправдывало цену кружева и хотелось носить его вот прямо сейчас?

Во-первых, нужно смириться с тем что кружева это по-умолчанию что-то нарядное.

Во-вторых, это что-то очень интимное, изящное, будуарное и тд. Даже когда кружева покрывают голову или в формате удлиненного кардигана, это все равно что-то очень интимное, создающее полупроницаемую завесу, узорчатый туман, драгоценные плетения.

Не нужно пытаться это все отрицать заявив, что кружево такое универсальное, что прекрасно будет смотреться хоть при копке картошки. Это не поможет популярности. Нужно работать с красивостью, интимностью, будуарностью и изяществом, поставив это во главу угла, поиграть с этим, посмотреть как это может вписаться в актуальные тенденции (которые тоже неплохо было бы знать).

Для ориентира можно посмотреть как западные коллеги стилизую свои кружева. Российский Вог сейчас не работает, но можно зайти на сайт Британского Вога и там в поиске вбить LACE и проанализировать результаты. Кружева там совсем другие, конечно, но логика от этого не меняется. Во всех стилизациях сохраняется нарядность, будуарность, много просвечивающего тела.

И посмотрите как они сделали образ современным и сделали контраст? Добавили в комплект огромные, мужские кожаные куртки. Драматичные и грубые. Соединили инь и ян. Кружева на контрасте стали совсем откровенно смотреться как нижнее белье, интимное и нарядное. Все! Цель достигнута, кружева в современном и правильном оформлении.

Но! Вологотские кружева сами по себе немного другие. Они не бельевые, они не про секс, даже наоборот, в них есть какая-то религиозная чистота и непорочность (хотя интимность и будуарность по-прежнему есть). И возможно, делать вот прямо такие откровенные наряды это будет надругательство над традициями.

Наши кружева исторически использовались для отделки нарядов или для интерьеров, а на Западе кружево это больше бельевая история и в ней есть связь с сексом.

Вологодские кружева идеально подходят покрывать голову в церкви, для свадьбы, для праздничных и при этом очень приличных и статусных мероприятий, выпускных балов, подарков на крестины, конверты на выписку и предметы интерьера.

И вот давайте теперь пустим в ход воображение и попробуем представить, как можно увязать с современной модой и современными тенденциями что-то изящное, интимное, нарядное, будуарное, непорочное, чистое?

Вариант 1: Да никак!
И я не шучу. Я бы не стала вообще пытаться как-то удешевить эту историю. Пусть это будут шикарные свадебные наряды, которые матери будут передавать дочерям. Пусть вологодское кружево будет традиционным спутником на всех религиозных праздниках. Пусть оно остается нарядным, по особому случаю! Пусть у вас в семье будет конверт на выписку с кружевом, который будет передаваться от ребенка к ребенку и быть на всех семейных фотографиях с выписки! Это традиция, красивая, интимная и чистая. Если бы я выходила замуж второй раз, у меня были бы кружева и кокошник.

А пиарить это дело через таких популярных и неравнодушных людей, как Александр Васильев :-)

Вариант 2: включить креатив (или найти кого-то креативного) и разработать вариант интеграции кружев, без отрицания их сути, в современную одежду

Мне понравилось как это сделала Алена Ахмадуллина. У нее только одну модель я нашла сейчас, но, на мой взгляд, здесь кружево представлено в приличном виде, с сохранением ощущения нарядности, интимности и чистоты.

Фото с сайта Алены Ахмадуллиной

И, отвечая на вопрос автора письма, я вот что скажу: если пока что нет идей как интегрировать кружево в современную одежду, я бы рекомендовала сделать акцент на свадебных аксессуарах, религиозных, крестильных, нарядных и тд. Позиционировать это как наследие, создание традиций семьи, патриотизм (в самом хорошем смысле) и инвестицию, потому что бережно хранимое в семье свадебное платье с ручным кружевом через много лет будет настоящей ценностью!

Внимательный читатель спросит меня, а как же пункт 4? Хайп и все такое? Я про это, наверное, напишу как-нибудь отдельный пост. Хотя Васильева я уже упомянула, его аудитория идеальна для распространения информации об изделиях из прекрасного вологодского кружева.

***

Задать вопрос в рубрику «Совет стилиста бесплатно» вы можете прочитав условия по ссылке.

***

Мои онлайн-курсы. Мой инстаграм, вконтакт, фейсбук, телеграм, одноклассники — все свежие новости там.