Блог / Впечатление / Уровни развития имиджа

Зачем в имидже используют типажные системы? Ответ вам не понравится!

. 4 мин. на чтение . Written by Полина Вахитова
Зачем в имидже используют типажные системы? Ответ вам не понравится!

Все, кто решают заняться своим имиджем или просто начинают интересоваться этой темой, рано или поздно обнаруживают, что в этой индустрии существует множество типажных систем, которые по тем или иным признакам сортируют внешность людей по типам и выдают стандартный набор рекомендаций для каждого типажа.

Это и цветотипы, и типы фигур, и типы по Кибби, и архетипы (их тоже как минимум три вида: греческие богини, юнговские и по стихиям) и множество других.

Причем, периодически появляются новые авторские типажные системы, которые сортируют внешность людей по каким-то новым принципам и выдают другие типы рекомендаций.

И у многих возникают вопросы: а какая система лучше, а что делать если рекомендации противоречивые, а что делать если рекомендации не нравятся или неудобны в жизни, а насколько точно нужно им соответствовать и тд?

Так вот ситуация такая: типажные системы вообще можно не использовать. Никакие.

Матерые стилисты, имидж-консультанты, художники по костюмам и прочие специалисты работают с образами напрямую. Используют цвет, форму, фактуру, иллюзии, линии и тд. Их работа подобна творчеству поэтов и писателей, они виртуозно владеют «словом».

А типажные системы - это типа букваря. Для обычных людей, которые толком читать и писать не умеют. Им нужно показать что «вот буква Д, она похожа на домик». Чтобы человеку было проще запомнить. И читать потом по слогам.

Зачем в имидже используют типажные системы? Ответ вам не понравится!
Зачем в имидже используют типажные системы? Ответ вам не понравится!

Профессионал смотрит на фигуру и сразу видит пропорции, объемы и пластику линий. А обычному человеку нужно показать «твоя фигура как груша, попа широкая, а сверху все узкое и деликатное». Это как раз уровень букваря.

И нужны эти системы вот как раз затем, чтобы сформировать у человека, который совсем никак с художественными средствами выразительности не знаком, какие-то ассоциации, которые помогут ему выбирать более-менее подходящую к внешности одежду, не тратя много лет на художественное образование.

Три типа внешности по Аюрведе :-) (и да, там тоже есть рекомендации по внешнему виду)
Три типа внешности по Аюрведе :-) (и да, там тоже есть рекомендации по внешнему виду)

И в этом смысле, нет практически никакой разницы какой именно системой пользоваться. Если вам в целом для счастливой жизни хватает уровня букваря, то можно взять любую понравившуюся систему и по ней строить образ.

А вот если планы на жизнь у вас амбициозные и вам хочется из своей внешности выжать максимальную пользу - то в какой-то момент нужно будет отказаться от этих костылей и научиться работать напрямую (или нанять людей, которые умеют с образом работать напрямую). Это самый сложный и эффективный уровень. Именно так создавались такие великие иконы стиля как Грета Гарбо, Мерилин Монро и другие. С использованием типажных систем такое невозможно.

Типажные системы в принципе (если не считать театральные типажи) появились только когда понадобилось продавать косметику для широких масс. Знаменитый американский производитель косметики Макс Фактор (бывший подданный Российской Империи Максимилиан Факторович) еще в начале 20 века первый предложил систему цветотипов, рассортировав внешность по 4-м типам и подобрав косметику для каждого типа. Ему это было не нужно, когда он создавал грим для кино, но очень пригодилось, когда он начал продавать косметику для обычных женщин.

Брошюра Макса Фактора, где он как раз рассказывает о своих четырех типах внешности: блондинки, брюнетки, рыжеволосые и браунетки (с каштановыми волосами).
Брошюра Макса Фактора, где он как раз рассказывает о своих четырех типах внешности: блондинки, брюнетки, рыжеволосые и браунетки (с каштановыми волосами).

Я в своей работе использую около 7 разных систем. Выбираю ту, в которой внешность человека попадает в один типаж четче всего. И это очень облегчает коммуникацию, помогает клиентам ярче представить, о чем я говорю и ассоциативно запомнить какие именно цвета/ткани/фасоны/линии и тд. выбирать для своего образа.

И если я встречаюсь с какой-то новой системой, я ее изучаю только в двух случаях:

  • система стала популярна и ко мне приходят клиенты, которые уже мыслят этими терминами. Например, это система архетипов по стихиям от блоггера Эволюция. Чтобы понимать о чем меня спрашивают клиенты - я ее и изучаю.
  • система является предшественником или источником какой-то другой, очень популярной систему. Например, это система Харриет Макджимси, которая была предшественником популярной системы Кибби. Тут я смотрю как шел ход мысли и развивалась индустрия.

А все остальные варианты меня не интересуют, потому что это просто игра воображения и я сама могу в любой момент придумать пачку разных систем. Это не сложно, если уже владеешь разными средствами выразительности и умеешь хорошо анализировать внешность.

Таки чего, использовать типажные системы или нет? —

Спросит меня воображаемый читатель.

«А как хотите» — отвечу я вам. В целом, это довольно удобно, но не обязательно.

На мой взгляд использовать типажные системы есть смысл при переходе от уровня имиджа +1 к +2 (подробнее про уровни развития имиджа читайте тут). Для +3 никакая типажная система не подойдет. А на низших уровнях знание своего типажа иногда провоцирует приступы перфекционизма и тормозит развитие.

Но, нужно еще сказать, определение своего типажа в какой-то системе — это довольно увлекательное занятие само по себе. Приносящие удовольствие, как многочисленные тесты в интернете типа «узнай кто ты из сериала Друзья». Можно просто приятно проводить время за этими самоисследованиями.

Увидеть особенности своей внешности, это первый шаг на пути и типажные системы могут в этом помочь. Но если никак не внедрять это в практику, не начинать носить другую одежду, не менять жестикуляцию и мимику, и тд. То это так и останется на уровне воображения и не поможет улучшить жизнь.