Все, кто решают заняться своим имиджем или просто начинают интересоваться этой темой, рано или поздно обнаруживают, что в этой индустрии существует множество типажных систем, которые по тем или иным признакам сортируют внешность людей по типам и выдают стандартный набор рекомендаций для каждого типажа.
Это и цветотипы, и типы фигур, и типы по Кибби, и архетипы (их тоже как минимум три вида: греческие богини, юнговские и по стихиям) и множество других.
Причем, периодически появляются новые авторские типажные системы, которые сортируют внешность людей по каким-то новым принципам и выдают другие типы рекомендаций.
И у многих возникают вопросы: а какая система лучше, а что делать если рекомендации противоречивые, а что делать если рекомендации не нравятся или неудобны в жизни, а насколько точно нужно им соответствовать и тд?
Так вот ситуация такая: типажные системы вообще можно не использовать. Никакие.
Матерые стилисты, имидж-консультанты, художники по костюмам и прочие специалисты работают с образами напрямую. Используют цвет, форму, фактуру, иллюзии, линии и тд. Их работа подобна творчеству поэтов и писателей, они виртуозно владеют «словом».
А типажные системы - это типа букваря. Для обычных людей, которые толком читать и писать не умеют. Им нужно показать что «вот буква Д, она похожа на домик». Чтобы человеку было проще запомнить. И читать потом по слогам.
Профессионал смотрит на фигуру и сразу видит пропорции, объемы и пластику линий. А обычному человеку нужно показать «твоя фигура как груша, попа широкая, а сверху все узкое и деликатное». Это как раз уровень букваря.
И нужны эти системы вот как раз затем, чтобы сформировать у человека, который совсем никак с художественными средствами выразительности не знаком, какие-то ассоциации, которые помогут ему выбирать более-менее подходящую к внешности одежду, не тратя много лет на художественное образование.
И в этом смысле, нет практически никакой разницы какой именно системой пользоваться. Если вам в целом для счастливой жизни хватает уровня букваря, то можно взять любую понравившуюся систему и по ней строить образ.
А вот если планы на жизнь у вас амбициозные и вам хочется из своей внешности выжать максимальную пользу - то в какой-то момент нужно будет отказаться от этих костылей и научиться работать напрямую (или нанять людей, которые умеют с образом работать напрямую). Это самый сложный и эффективный уровень. Именно так создавались такие великие иконы стиля как Грета Гарбо, Мерилин Монро и другие. С использованием типажных систем такое невозможно.
Типажные системы в принципе (если не считать театральные типажи) появились только когда понадобилось продавать косметику для широких масс. Знаменитый американский производитель косметики Макс Фактор (бывший подданный Российской Империи Максимилиан Факторович) еще в начале 20 века первый предложил систему цветотипов, рассортировав внешность по 4-м типам и подобрав косметику для каждого типа. Ему это было не нужно, когда он создавал грим для кино, но очень пригодилось, когда он начал продавать косметику для обычных женщин.
Я в своей работе использую около 7 разных систем. Выбираю ту, в которой внешность человека попадает в один типаж четче всего. И это очень облегчает коммуникацию, помогает клиентам ярче представить, о чем я говорю и ассоциативно запомнить какие именно цвета/ткани/фасоны/линии и тд. выбирать для своего образа.
И если я встречаюсь с какой-то новой системой, я ее изучаю только в двух случаях:
- система стала популярна и ко мне приходят клиенты, которые уже мыслят этими терминами. Например, это система архетипов по стихиям от блоггера Эволюция. Чтобы понимать о чем меня спрашивают клиенты - я ее и изучаю.
- система является предшественником или источником какой-то другой, очень популярной систему. Например, это система Харриет Макджимси, которая была предшественником популярной системы Кибби. Тут я смотрю как шел ход мысли и развивалась индустрия.
А все остальные варианты меня не интересуют, потому что это просто игра воображения и я сама могу в любой момент придумать пачку разных систем. Это не сложно, если уже владеешь разными средствами выразительности и умеешь хорошо анализировать внешность.
Таки чего, использовать типажные системы или нет? —
Спросит меня воображаемый читатель.
«А как хотите» — отвечу я вам. В целом, это довольно удобно, но не обязательно.
На мой взгляд использовать типажные системы есть смысл при переходе от уровня имиджа +1 к +2 (подробнее про уровни развития имиджа читайте тут). Для +3 никакая типажная система не подойдет. А на низших уровнях знание своего типажа иногда провоцирует приступы перфекционизма и тормозит развитие.
Но, нужно еще сказать, определение своего типажа в какой-то системе — это довольно увлекательное занятие само по себе. Приносящие удовольствие, как многочисленные тесты в интернете типа «узнай кто ты из сериала Друзья». Можно просто приятно проводить время за этими самоисследованиями.
Увидеть особенности своей внешности, это первый шаг на пути и типажные системы могут в этом помочь. Но если никак не внедрять это в практику, не начинать носить другую одежду, не менять жестикуляцию и мимику, и тд. То это так и останется на уровне воображения и не поможет улучшить жизнь.